Догори


Пальчиковые игры

 

         

         Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)...

      Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

    Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.
 

ФОНАРИКИ
Фонарики зажглись!
(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли!
(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.

Усложненный вариант – левая в кулачке, правая - ладошкой. И меняем.

МЕСИМ ТЕСТО
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечем!
(делаем движения, как будто лепим снежки)

ПЕЧЕМ БЛИНЫ
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано

(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

МОЕМ РУКИ
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!

(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

ЕЖИК
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!

ШАРИК
Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.

ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.

(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.

(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх – это «труба»)

ЦВЕТОК
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложится.
(возвращаемся в первоначальное положение)

ФЛАЖКИ
Исходное положение – руки ладошками наружу с поднятыми вверх пальцами. Опускаем ладони пальчиками вниз. Опускать и поднимать ладони стараясь не сгибать пальцы.

Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет «раз-два» – одна рука выпрямлена, вторая – опущена.

РЕЧКА и РЫБКА
Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

Рыбка – ладони с выпрямленными пальцами прижаты друг к другу. Поворачиваем сомкнутые ладони вправо-влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.

ДЕРЕВЬЯ
Кисти рук с поднятыми, разведенными и напряженными пальцами держим ладонями к себе. После упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
(покачивать руками из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!

(покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы).

КОРНИ
Вариант 1.Ладони опущены вниз, пальцы разведены в стороны и напряжены.

Высокие красивые деревья здесь растут,
(сложить руки как »деревья»)
А корни под землею для них водичку пьют.
(показать руками «корни»)

Вариант 2.Ладони прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы – вниз, разведены в стороны и напряжены. Встряхнуть руки после упражнения.

ПТИЧКА ПЬЕТ ВОДУ
Пальцы сложены щепоткой – это клюв. Локоть – на столе, не отрывая его надо коснуться «клювом» стола, захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Пальцы одной руки сложить щепоткой (птенцы). Вторая рука обхватывает их колечком (гнездо). Руки чередуются.

Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

ПТИЧКА ЛЕТИТ (усложненный вариант)
Руки (ладонями к себе) перекрестить, большие пальцы переплести.

Птички летели,
(помахать «крыльями»)
Сели – посидели,
(прижать ладони к груди)
Дальше полетели.

САРАЙ
Пальцы рук соединить под углом, образуя «крышу». Большие пальцы прижаты к ладоням и спрятаны под «крышу».

Этот домик называется сарай,
Кто живет в сарае?
Ну-ка, угадай!

ДОМ
Вариант1. Пальцы рук соединены под углом, большие пальцы один на другом. На одной руке указательный палец выпрямлен – «труба».

Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.

Вариант 2.Руки – над головой, пальцы соединены под углом.

Вот стоит огромный дом,
Дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.

ТРУБА
Руки сжаты в кулаки с «дырочками» посередине. Ставим кулачок на кулачок несколько раз.

Дом стоит с большой трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит.

СТУЛ
Одна ладонь – вертикально пальцами вверх (спинка). К ней приставлен кулак второй руки (сиденье).

Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!

Можно усложнить упражнение – ритмично меняя положение рук.

СТОЛ
Одна рука в кулаке (ножка) накрыта сверху выпрямленной ладонью второй руки (крышка стола)

Кулачок – это толстая ножка.
Сверху крышка – наша ладошка.
Маленький столик. Время идет…
Вместе с ладошкой и стол подрастет
.

Можно усложнить упражнение – ритмично меняя положение рук.

ВОРОТА
Ладони – на ребре, ладонями к себе, выпрямленными напряженными пальцами друг к другу – ворота закрыты. Открываются – ладони развернуть параллельно друг другу, пальцы – от себя.

Ворота крепко мы запрем –
Не сможет волк проникнуть в дом
!

или

А ворота мы закроем на замок,
Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.

и

Ворота открыты всегда для друзей,
Мы рады вам, гости! Входите скорей!


К списку публикаций