Догори


Искусство и психология: точки соприкосновения



Коваленко С.К.

Многие из вас, уважаемые читатели, хотели бы понять, что же произошло с современным человеком, почему он стал грубее, черствее и агрессивнее, почему во многих домах поселился страх перед будущим? Бесспорно, все это лишь следствие определенных процессов, происходящих в обществе. Но каких? И что нужно предпринять каждому в отдельности и всем сообща, чтобы вновь восторжествовала доброта, появилось тепло в отношениях между людьми и стало больше искренней радости вокруг?

Давайте вместе поразмышляем об этом. Итак, человек. С одной стороны, он, безусловно, является продуктом общества и в полном смысле этого слова соткан из людей, из их взглядов на жизнь, из их способов и приемов разрешать различные ситуации, из их манеры эмоционально реагировать на происходящее и т.д. Приходя извне, все это становится внутренним достоянием человека, и тогда мы говорим о его субъективной реальности.

С другой стороны, человек, как живое целое, погружен в среду своего существования, наполненную фактами, событиями, переживаниями других людей, их нравственно-этическими оценками происходящего и т.д. Обо всем этом, внешнем по отношению к человеку, мы говорим как об объективной реальности. И самым интересным с точки зрения нашего с вами исследования является тот факт, что эти две реальности - объективная и субъективная, находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, постоянно воздействуя одна на другую и способствуя трансформации каждой из них.

Это и естественно - жизнь есть процесс взаимодействия любого живого целого со средой, и человек не исключение из этого правила. Иными словами, от качества среды зависит очень многое из того, что произойдет с внутренним миром человека. Она может способствовать развитию как положительных, так и отрицательных процессов, оказываясь питательной средой как для созидания, так и для разрушения, происходящего во внутреннем мире каждого из нас. Именно потому, что психика человека - система принципиально открытая, есть смысл говорить о внешней среде, исследовать ее качества и возможности формирования ее свойств, чтобы разумно использовать факт ее влияния на нас с вами, на наших детей, а, значит, и на качество жизни нашего общества.

Давайте начнем наше исследование с примера самой простой бытовой ситуации: человек смотрит фильм, а на экране - сцена убийства или насилия. Человек созерцает деструктивный процесс, и именно этому процессу он отдает сейчас энергию своего внимания, энергию своего живого интереса.

То, что происходит на экране - это игровой эпизод, но созерцая эту сцену, человек становится в каком-то смысле ее участником, хотя бы потому, что он ее видит. К тому же, сцена может настолько захватить внимание человека, что он отождествится с эпизодом и начнет проявлять свои эмоции. А это уже - эмоциональная включенность, и к энергии внимания добавляется энергия эмоций, что вместе составляет немалую силу, которую человек фактически отдал созерцаемому эпизоду и тем самым оживотворил его, поскольку энергия его внимания соединилась с информацией, идущей с экрана, с вибрациями, которые несет эта сцена. В результате возникла некоторая психоэмоциональная (мы говорим - пространственная) среда как следствие общения человека с экраном. Она имеет вполне определенное качество и может послужить почвой для некоторых событий. Каких? Это мы скоро выясним по ходу нашего умозрительного эксперимента.

Если такой или подобный ему эпизод повторяется в жизни человека достаточно часто, обязательно сработает один из основных законов динамики - закон перехода количества в качество. В какой-то момент в сознании может произойти качественный скачок, и жестокость может утвердиться как норма поведения. Она не обязательно воплотится именно в такую ситуацию, ведь формы проявления деструктивного поведения разнообразны - это может выглядеть как грубость и хамство по отношению к окружающим, или как черствость и бездушие по отношению к близким людям и т.п. Главное в сути происходящего - в постепенной трансформации внутреннего мира человеческих ценностей, подверженных влиянию психоэмоциональной среды деструктивного звучания.

Представим теперь, что это же действие происходит в кинотеатре. Здесь с экраном взаимодействует не один человек, а целый зал, и энергия внимания всего зала, направленная на созерцание той же сцены, вновь порождает некоторую психоэмоциональную среду. Но эта среда существенно отличается от предыдущей прежде всего своей мощностью, а значит, она обладает и большей трансформирующей силой (ведь мы не забыли, что среда активна по отношению к внутреннему миру человека).

И поскольку она несет в себе деструкцию, деструктивному влиянию подвергается и психика зрителя. Конечно, каждый из сидящих в зале обладает своей индивидуальной устойчивостью психики по отношению к такому воздействию, своей чувствительностью и впечатлительностью. Поэтому здесь степень влияния на каждого зрителя своя. Но здесь имеет место факт коллективного действа, у которого есть еще и другая сторона, точнее - результат. Это - собственно сгенерированная большим количеством людей новая психоэмоциональная среда, отличающаяся высокой мощностью и стабильностью уровня. Эта среда - новая почва для событий. Каких? Да таких, какова среда. И если мы учтем тот факт, что психика человека принципиально открыта, а все люди, которые в данный момент времени смотрят один и тот же фильм на всем пространстве нашей страны по телевидению, по закону резонанса в этот момент времени составляют некоторое живое целое, и это целое своим вниманием усиливает звучание того, что они созерцают - мы получим ответ на наш вопрос: почему вокруг нас происходят насилие, убийства и другие акты проявления дикости и вандализма. Пространство для реализации этого создают сами люди, но не потому, что они хотят этих событий. Причина - в элементарной необразованности и неразборчивости: энергия внимания расходуется нами зачастую бесконтрольно.

Сейчас же, к великому сожалению, мы слишком часто встречаем деструктивные звучания в разного вида социально-культурной продукции, которая предлагается не только взрослым, но и незрелому подрастающему поколению, а это формирует в нем отношение к деструкции как к норме жизни. Отчасти это происходит в силу отсутствия знаний в области культуры психоэмоциональных состояний.

Итак, о психоэмоциональной сфере, т.е. о пространстве.
Навряд ли читатель усомнится в том, что мы способны воспринимать многообразие качеств среды, в которой находимся. Обычно мы называем это "атмосферой" и описываем ее словами: "комфортно", "дискомфортно", "успокаивает", "раздражает", "активизирует", "вдохновляет" и т.п.

После того, как в практической психологии появилось более обобщенное знание о видах среды и стало возможным описывать ее качество с помощью термина "ритм", для психологов-практиков открылась перспектива более подробного изучения влияния среды на сознание и психику человека. Для начала я предложу всем остановить свое внимание на принципах взаимодействия объективной и субъективной реальности, которые могут быть выражены следующнмм образом:

1. Внешняя среда обладает активностью по отношению к человеку.
2. Внешняя среда может иметь разное качество.
3. Качество внешней среды определяет качество преобразования внутреннего мира человека.
4. Внешняя среда создается самими же людьми в результате их практической деятельности.

Последнее вселяет надежду: ведь если среда созидаема людьми, то можно обрести осознанность в этом процессе, и, руководствуясь знанием, которое дает возможность оценивать качество среды, сознательно изменять его на желаемое.
Такое знание существует, и хотелось бы предложить вниманию читателя его популярное изложение.
Для описания качества среды мы используем схему, содержащую всего 4 ритма, но каждый из них кардинально меняет свойства окружающего нас пространства. Для простоты ритмы обозначены буквами латинского алфавита:

А - ритм Космоса (ритм Бесконечного)
В - ритм Живого (ритм Бесконечно-Конечного)
С - ритм Вещей (ритм Конечного)
D - ритм Смерти (ритм Конечно-Бесконечного)


Каждый ритм имеет свой смысловой контекст, который оказывает влияние на практическую философию человека, проявляемую в поведении, мировоззрении, интересах и тенденциях развития личности. Пожалуй, каждый из нас помнит те возвышенные состояния, которые часто возникали в юности: приподнятость духа, восторженность, ощущение полета, вдохновленность. Знакомы нам и переживания близости Космоса и звезд, бесконечности просторов Вселенной, благоговение перед Вечностью.

Такие переживания возникают под влиянием ритма А (иначе - ритма Бесконечного, ритма Космоса). Влияние ритма А на психику человека очень благотворно. Этот ритм возвышает и облагораживает наш внутренний мир, пробуждая открытость к Высшему, к познанию состояния молитвы и медитации.

И если художник, поэт или композитор создает свои произведения под влиянием такого ритма, продукт его творчества воплощает в себе идею вечности Бытия и безграничности Вселенной. Тот же, кому приходится созерцать плоды такого творчества, наполняется этим смыслом, дает ему внутреннее развитие, трансформируясь и обогащаясь от соприкосновения с удивительным миром Бесконечного.

Нужно отметить, что среди людей звучание ритма А встречается достаточно редко. Как правило, зто неординарные натуры, творчеству которых присущи глубина и объемность, максимальная смысловая наполненность и поразительная откровенность. Соприкосновения с ними или с плодами их деятельности дарит нам ощущение безграничности Мира и чувство свободы. Так мы поражаемся широте взглядов и оригинальности мышления В.Вернадского и К.Циолковского, в бесконечное переносит нас книга "Феномен человека" Пьера Т. де Шардена. Ритм А мы встречаем и в изобразительном искусстве: светом, и чистотой, нисходящими из самой Вечности, наполняет нас "Троица" А.Рублева, картины Н.Рериха близостью небес приобщают нас к вечному вселенскому созидательному процессу. К небесному свету возносит нас чистый голос мальчика Робертино Лоретти, когда в его исполнении звучит "Аve Maria". Широту восприятия жизни во всех ее проявления дарит нам творчество В.Высоцкого. К безграничности человеческих чувств влечет голос Д.Русоса. И это лишь небольшой список проявлений ритма А в сфере творческой деятельности человека.
Среда, комфортная для всего живого и для благополучного протекания жизненно важных процессов, наполнена ритмом В, или ритмом Живого. Название ритма говорит само о себе, ибо этот ритм утверждает идею Жизни в самых различных формах ее проявления. Под его влиянием обретают жизнь отношения, развиваются чувства, становится живым процесс мышления, оживает само естество.
Такая среда является врачующей для всех форм проявления жизни, она считается самой подходящей для жизни и деятельности человека, а также для всех форм его взаимодействия с живыми существами и с природой.
В силу этого, созерцание плодов творческой деятельности, созданных под влиянием ритма В и вмещающих в себе идею вечности Жизни, весьма благотворно воздействует на всю целостность человека, ибо в эти моменты рождается психо-эмоциональная среда, животворно влияющая как на самого человека, так и на его окружение. Спокойствием и величием природы веет от картин И.Шишкина, мягким очарованием и душевноствю привлекают женские образы А.Ренуара, спокойно взирает на нас "Незнакомка" И.Крамского. Когда мы хотим отдохнуть, мы предпочитаем голос Мирей Матье, Джо Дассена, Марка Бернеса, Тома Джонса, Вахтанга Кикабидзе, Иосифа Кобзона. В ритме В звучат многие блюзы Билли Холидей, песни Нани Брегвадзе, музыка оркестра Поля Мориа. Этот список можно было бы продолжать очень долго, поскольку ритм В достаточно распространен среди людей и широкo представлен в сфере искусства. Для него характерны плавность и мягкость переходов, особое чувство такта по отношению к живому, чуткость, гибкость и деликатность по отношению к процессам. О ритме С (ритме Вещей или ритме Конечного) можно сказать, что он несет в себе идею отграниченности форм, конечности объектов и стремление к конструктивизму. Такая среда больше подходит для взаимодействия человека с неживыми объектами и со структурами. В ней по-своему проявляется способность человека мыслить, переживать и действовать, сохраняя четкость ритма, конкретность и собранность. Среда ритма С настраивает человека на деловую активность, ритмичную деятельность, развивая и укрепляя его организующее начало. Это также очень распространенный среди людей ритм, поэтому он широко представлен и в сфере искусства. Четкостью контуров, точностью и конкретностью мельчайших деталей рисунка поражает нас творчество А.Дюрера, тщательностью изображения восхищает нас картина К.Брюллова "Всадница", в ритме С эвучит картина 3.Серебряковой "Автопортрет за туалетом" и "Мать" А.Дейнеки. Классической музыкальной иллюстрацией ритма С может послужить "Болеро" М. Равеля. А на эстраде мы встречаемся с ритмом С в творчестве А.Чилентано, А.Пугачевой (песня "Три желания"), В.Леонтьева (песня "Зеленый свет") и т.д.

Четвертое качество среды - деструктивное, оно порождается ритмом D (ритмом Хаоса или Смерти), и тогда среда предстает перед нами как вместилище агрессии, разрушений и беспорядка. Ясно, что такая среда воплощает в себе идею смерти и не только физической, но также психологической и духовной. Людей с таким природным ритмом нет, это - звучание болезни (сознания, психики, тела). А вот в искусстве ритм D встречается достаточно часто. В сумрачный мир Хаоса погружает нас картина И.Босха "Страшный суд", идею Смерти несут в себе "Падший ангел" и "Царевна-лебедь" М.Врубеля, тоска и печаль звучат в картине "Болото в лесу" Ф.Васильева. Ритм D мы обнаруживаем также в творчестве М.Чюрлениса и в поэзии Ш.Бодлера ("Цветы Зла"). В мире музыки иллюстрациями ритма D могут быть "Реквием" В.Моцарта и "Траурный марш" Ф.Шопена. На эстраде же этим ритмом изобилует тяжелый рок.

Итак, вы узнали о четырех ритмах A, B, C, D и о четырех качествах внешней среды. Возникает вопрос, можно ли ощутить - в среду какого качества вы попали? Безусловно, здесь все зависит от индивидуальной чувствительности и от способности распознавать разные качества.

Какие возможности это умение открывает для вашей реальной жизни?
Первая и главная возможность - это осознанная защита от деструктивного ритма D внешней среды. Распознав, к примеру, звучание D в музыке, вы не станете ее слушать подолгу и сможете грамотно объяснить своему ребенку, какое действие она оказывает на всю его целостность, каким внутренним процессам способствует и т.д. Вы не станете приобретать, пусть супер-экстравагантную, но звучащую в ритме D картину и не повесите ее в своей спальне, вы будете различать мультфильмы по звучанию, и не станете показывать детям все без разбора. Но самое главное заключается в том, что вы, зная о деструктивном звучании, не будете порождать его сами.
Что касается других ритмов, здесь открывается возможность активно управлять своим творчеством, будь это музыка, литература, живопись или дизайн. В зависимости от области применения ваша продукция может быть созидаема вами под вашим же собственным контролем с целью гармонизации ваших возможностей и потребностей внешнего мира (будем говорить - рынка). Конечно, потребности бывают разные, конечно, покупаются и D-ритмовые образцы. Однако возьмем на себя смелость утверждать, что это по большей части происходит по причине неосведомленности, а не из-за преобладания предпочтений.
Здравый смысл и знание о ритмах подсказывет, к примеру, что если вы повесите в своем офисе картину, звучащую деструктивно, можно ожидать деструктивных событий в жизни фирмы. То же самое можно сказать и о вашем жилище. Поэтому имеет смысл говорить о культуре в области психоэмоциональных состояний и нашей образованности и разборчивости в этой сфере, а также об осознанности нашего выбора.

Итак, мы с вами познакомились с одним из аспектов проблемы психоэмоциональных воздействий на человека объектов искусства и пришли к пониманию того факта, что, как человек, так и создаваемая им культурная продукция, являются источником или комфортного, или дискомфортного звучания. Мы узнали также о том, что существует инструмент определения качества (ритмов звучания) психоэмоциональной среды.

Это знание дает, как минимум, две практические возможности:
1) определять звучание ритма, исходящего от человека и егo творческой продукции, определять звучание среды интересующего вас пространственного объема;
2) осознанно создавать среду нужного вам звучания в зависимости от того, какое свойства среды является наиболее подходящим для вашей деятельности.

Первые шаги осознанного применения такого подхода к живописи принесли обнадеживающие результаты. Возможность работать в определенном психоэмоциональном состоянии позволяет создать художественное произведение с заданным звучанием и соответствующим влиянием на среду того пространственного объема, где оно будет размещено.
Это дает возможность, создавая интерьер жилого, производственного, салонного или специального помещения, привнести в его объем желаемые эмоциональные ноты, т.е. сознательно созидать нужный вариант звучания среды, в зависимости о требований, предъявляемых к дизайну.

Здесь уже можно говорить о психоэмоциональной культуре дизайна и о психо-функциональном дизайне, как о необходимом элементе деятельности по оформлению пространств пребывания человека с учетом их функционального назначения.


К списку публикаций